История батика

Сложно сказать, кто, когда и где догадался наносить рисунок на ткань при помощи резервирующих веществ, то есть веществ, препятствующих проникновению краски в ткань. Роль таких веществ в разное время в разных регионах выполняли составы на основе пчелиного воска, различных смол, муки, белой глины, рисовой пасты. Первые рассказы о способе окрашивания при помощи резервов мы находим у Плиния Старшего. Вот как он описывает эту технику: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Но ещё раньше этот способ был известен в Перу, Шумере, Африке. Как правило это были двухцветные ткани, где узор был цвета неокрашенной ткани, а фон цветным.

Более сложный вид росписи развился в Индонезии. Существует две версии появления батика в Индонезии. По одной из них техника батика была завезена в 6-7 вв из Индии. По другой же версии - это местная культура. Вероятнее же всего искусство батика зародилось из подражания индийской набойке, бывшей предметом экспорта на Яву и Суматру. Так или иначе, но именно индонезийские мастера, а точнее мастерицы, так как батик издревле считался женским делом, довели давно известную технику до совершенства. Сначала узор наносился при помощи бамбуковой палочки и расплавленного воска. Позже палочку сменил изобретенный на о.Ява инструмент — чантинг. Он позволял более тонко прорисовывать линии, точки, завитки. Ткань погружалась в красильный чан до 10 раз, позволяя получить богатые оттенки цвета.

Нанесение воска при помощи чантинга

Нанесение воска при помощи чантинга (из блога Михаила Цыганова). 

Индонезийский батик

Индонезийский батик.

В 19 веке индонезийцы начинают использовать штампы при изготовлении батика. С одной стороны это упростило работу, с другой — сделало её более тяжелой физически, поэтому набивной батик — мужское дело.

Медный штамп для батика

Медный штамп для батика.

Нанесение воска на ткань при помощи штампа

Нанесение воска на ткань при помощи штампа.

Традиционное изготовление батика на острове Ява.

Ткани в технике батик имели и имеют огромное значение для жителей Индонезии. Ни одна церемония не обходится без богато орнаментированных одежд. Орнамент имеет символическое значение, и для каждого сословия, каждого праздника или ритуала имеются свои одежды со своими узорами.

Государственные служащие на параде в честь Дня Вооруженных сил

Государственные служащие на параде в честь Дня Вооруженных сил (из блога Михаила Цыганова).

Танец, посвященный батику 

Танец, посвященный батику (из блога Ирины Дворкиной).

В Индии техника батика не получила широкого распространения, её затмила знаменитая индийская набойка. Но существовало 2 техники, которые также относят к батику. Это бандхана и лахерия. Техника бандхана иначе называется узелковый батик. Ткань завязывается узелками и окрашивается при помощи кистей или погружением в красильный чан. После высыхания ткань развязывают и разглаживают. Узор получается составленным из хаотично расположенных светлых пятнышек или звездочек. Техника лахерия похожа на бандхану, но ткань при окрашивании свивается жгутом и перевязывается в тех местах, где должен остаться непрокрас.

Известен был батик и в Китае. Он назывался лацзы — узоры воском. Но если в Индии, Индонезии и других странах батик выполняли на хлопке, то китайцы использовали шёлк. На ткань наносились узоры расплавленным воском, и после ткань погружалась в бак с красителем. Циклов окрашивания было не больше 4х, а как правило 2-3.

В Японию батик попал из Индии или Китая и получил название рокэти. Эта техника использовалась для росписи ширм и одежды. Также известна была восковая набойка - суримон, а с 17 века техника юдзен, при которой вместо воска использовалась рисовая паста. Использовалась и трафаретная техника — тюгата-дзюме. А также техника цуцугаки, когда узор наносился при помощи крахмала и трубки (цуцы) из японской бумаги или толстой хлопчато-бумажной материи. Кроме того, японцы изобрели технику шибори (сибори), когда ткань складывается подобно оригами и окрашивается в сложенном виде. В результате получается ткань декорированная линиями, квадратами, треугольниками и другими геометрическими фигурами, в зависимости от способа сложения.

Фрагменты японских кимоно, расписанных в технике суримон и цуцугаки

Фрагменты японских кимоно, расписанных в технике суримон и цуцугаки.

В Европу техника батика попала вместе с голландскими мореплавателями в конце 18 века. С середины 19 века в Европе начинается процесс индустриализации и механизации ручного труда, но вместе с тем просыпается интерес к ремеслам и неевропейским культурам. К началу 20 века батик становится очень популярным среди художников. Появляется техника холодного батика, как более простой аналог традиционной техники горячего батика.

Русский батик.

В Древней Руси существовал способ окрашивания очень похожий на яванский батик. Назывался он кубовая набойка или выбойка. Как и обычная набойка он был завезен на Русь в 12 веке с купцами из Индии и получил широкое развитие.

Заключался он в следующем. На резную доску с узором, так называемую «манеру» наносился специальный состав на основе белой глины - вапа, и такой доской пропечатывалась вся ткань. После высыхания вапы ткань погружалась в бак с красителем — куб. Как правило ткань окрашивалась в индиго от светло-голубого до сине-фиолетового, поэтому мастера-красильщики назывались также синильщиками, а избы-мастерские — синильнями. После окрашивания вапа удалялась с ткани при помощи слабого раствора серной кислоты.

Резные доски для нанесения вапы - манеры

Резные доски для нанесения вапы - манеры.

Кубовая набойка, 19в.

Кубовая набойка, 19в.

Современная кубовая набойка. Автор Елена Дикова

Современная кубовая набойка. Автор Елена Дикова.

В конце 19 века ремесленое окрашивание тканей резко сократилось из-за развития мануфактурной промышленности. Когда в 20-30 годах 20 века в Советской России стал развиваться батик, он уже никак не был связан с древнерусскими традициями. Русские мастера перенимали европейский опыт и европейскую технику холодного батика. Сначала отдельные художники пробовали себя в этом виде искусства. Батиком увлекались Н.Ламанова, Е.Е.Лансере, М.В.Либаков, А.Г.Тышлер, В.А.Щуко. Позже начали создаваться артели, занимающиеся росписью косынок, платков, шалей, шарфов на революционную и народную тематику.

 

 

 

НАВЕРХ