Техники росписи ткани

Существует множество техник росписи тканей, как древних, так и появившихся сравнительно недавно. Как правило, любую авторскую роспись по ткани называют батиком, хотя, строго говоря, батик - это роспись ткани при помощи резервирующего состава.

Рассмотрим наиболее распространенные виды росписи тканей.

Горячий батик. Самый древний вид батика. В качестве резервирующего средства используется смесь воска, парафина, канифоли и вазелина, или же обычные свечи из хозяйственного магазина. Смесь разогревается на водяной бане до жидкого состояния и наносится на ткань. Туда, где был нанесен резерв краска уже не проникает. Резерв можно наносить кистями, чантингом, тампонами, при помощи штампа или трафарета. Работа ведется от светлого к тёмному. После окончания работы резерв удаляется при помощи утюга и старых газет. Горячий батик позволяет добиваться выразительных эффектов росписи - пятен, точек, кракле, брызг, имитации различных текстур. Подробный мастер-класс по горячему батику вы найдете здесь.

"Яблоня", горячий батик.

Холодный батик. Наиболее распространенный вид батика. Заключается в том, что окрашенные области отделяются друг от друга резервирующей линией, которая предотвращает перетекание одного цвета в другой. По виду напоминает витраж. В качестве резерва используются разнообразные составы, самый распространенный – смесь резинового клея и бензина, с добавлением канифоли. Существуют также декоративные резервы, окрашенные в разные цвета или с металлическим блеском. Холодный резерв наносится из специальной стеклянной трубочки или из шприц-флакона, можно также наносить резерв кистью. С утилитарных изделий - аксессуаров, одежды, наволочек, бесцветный резерв удаляется полосканием в очищенном бензине. Этот процесс делает ткань мягче, контурные линии чище и выразительней. Подробнее с этой техникой вы можете познакомиться, посмотрев мастер-класс по холодному батику.

Шарф "Мариманский" (фрагмент), холодный батик.

Солевой батик. Есть два вида солевого батика. В первом случае ткань пропитывается крепким раствором поваренной соли. По высохшей ткани можно рисовать как по бумаге, так как краска не растекается. После того как рисунок нанесен, соль выполаскивается и ткань вновь становится мягкой. Второй способ заключается в том, что солью посыпают свежеокрашенный, еще не высохший участок ткани. Соль имеет свойство отталкивать краску и в результате появляются красивые разводы. Для этих же целей можно использовать мочевину.

Платок «Первый снег», солевой батик (соль как грунт). Фрагмент.

Платок «Рыбы», холодный батик. Фрагмент. На бирюзовом участке виден солевой эффект.

Акварельный батик. Одна из разновидностей свободной росписи. Как видно из названия техника имитирует акварельную живопись. Может выполняться по загрунтованной поверхности. Для этого используется либо специальный акварельный грунт, либо подручные средства – соль, желатин. Важно помнить, что не все виды грунта выстирываются.

Шарф «Мальвы», акварельная техника. Фрагмент.

Шарф "Мальвы" (фрагмент), акварельный батик.

Сухая кисть. Как следует из названия, рисунок наносится сухой кистью. В процессе нанесения можно подсушивать краску феном. В зависимости от манеры нанесения может выглядеть как мелкий штрих или как «тушевка» краской. Очень графичный метод.

Платок «Оксфорд», сухая кисть. Фрагмент.

Платок «Оксфорд», сухая кисть. Фрагмент.

Техника шибори. В переводе с японского – прессовать, выкручивать. Способ окрашивания, при котором ткань либо складывается особым образом, либо перевязывается веревками, а затем окрашивается. При этом части ткани находящиеся под веревкой или в глубине складок остаются неокрашенными, в результате получается или геометрический узор ( при складывании) или более хаотичный (при связывании). Подробнее о технике шибори можно почитать здесь.

Близка к технике шибори и индийская техника бандхана, или узелковый батик.

Штамповка. Рисунок наносится при помощи штампа, вырезанного, например, из резины или плотного картона. Для этой техники подходят специальные текстильные краски, по консистенции они напоминают гуашь. Эти краски более плотные и делают ткань жестче, поэтому лучше их использовать на плотных тканях: хлопке, льне, шерсти.

Зачастую в одной работе используется несколько техник, что обогащает замысел и придает работе уникальность.

Платок «Намиб», горячий, холодный батик, доработка сухой кистью.

Платок «Намиб», горячий, холодный батик, доработка сухой кистью.

 

 

 

 

 

НАВЕРХ